ГоловнаВибранеНаписати листа
 
  ГОЛОВНІ НОВИНИ  
головна новини

04 березня 2012
Союз ювелиров Украины реагирует на проверки налоговой милицией Ялты физических лиц-предпринимателей, торгующих ювелирными изделиями

2 марта 2012 г. сотрудники ГОНМ ГНИ в г. Ялте – капитан налоговой милиции Хомяченок Д.В., лейтенант налоговой милиции Прохорович М.В. в присутствии майора налоговой милиции Мелешина В.С. (формально в проверке не участвовал, но фактически руководил группой) - проводили проверку физического лица-предпринимателя, осуществляющего розничную торговлю ювелирными изделиями.

Проверка проводилась без достаточных оснований, не были сообщены реквизиты заведенного уголовного дела, не был сообщен номер ОРД, направление на проверку было составлено с нарушениями законодательства. Вследствие острой конфликтной ситуации налоговыми милиционерами планировалось физическое изъятие ювелирных изделий, находящихся в продаже, с последующей передачей их на хранение в один из коммерческих банков, что не предусмотрено законодательством.

Был составлен протокол осмотра, обнаружения и изъятия товарно-материальных ценностей с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

По мнению сотрудников налоговой милиции, административное правонарушение состояло в том, что предприниматель работал без приобретения торгового патента. Но плательщик единого налога и не должен приобретать торговый патент, поскольку не является плательщиком сбора за ведение некоторых видов хозяйственной деятельности. Тем более, что у предпринимателя на руках имеется продленное свидетельство об уплате единого налога.

К тому же торговый патент (кстати, равно как и свидетельство об уплате единого налога) не является разрешением или иным документом разрешительного характера, поскольку не входит в исчерпывающий перечень разрешительных документов, установленный Законом Украины «О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности».

Президент Союза ювелиров Украины Д.В. Выдолоб провел переговоры с сотрудниками ГОНМ ГНИ в г. Ялте, в ходе которых была объяснена правовая позиция предпринимателей-участников ювелирного рынка и указано на законность ведения предпринимательской деятельности. В результате непростых переговоров физическое изъятие ювелирных изделий не было проведено, а изъятые изделия были переданы на ответственное хранение физическому лицу-предпринимателю.

Обращаем Ваше внимание на то, что в случае проведения проверок контролирующими и правоохранительными органами предпринимателей - участников ювелирного рынка, обращаться в Союз ювелиров Украины лучше всего сразу, как только возникают подозрения о возможных незаконных действиях служебных лиц данных органов. Легче всего предотвращать такие незаконные действия, чем выяснять правовые позиции после начала процедуры изъятия товарно-материальных ценностей или составления акта проверки.

Союз ювелиров Украины помог предпринимателю в составлении пояснений для налоговой милиции.

Кроме того, Союз ювелиров Украины официально обращается к и.о. начальника ГОНМ ГНИ в г. Ялта и к руководству ГНИ в г. Ялта. При необходимости Союз ювелиров Украины обратится в прокуратуру АР Крым по факту нарушений законов при проведении проверки.

Имея информацию о том, что и.о. начальника ГОНМ не владеет государственным украинским языком (!), Союз ювелиров Украины вместе с обращением и приложениями направил также перевод обращения с украинского на русский язык.

Публикуем полный текст обращения Союза ювелиров Украины:

И.о. начальника ГОНМ ГНИ в г. Ялте
АР Крым
майору налоговой милиции Королеву А.В.
----------------------------------------------------- -----------
98600, АР Крым, г. Ялта, ул. Васильева, 16


О возможности производителей и торговцев ювелирными изделиями быть плательщиками единого налога

В связи с получением с официального сайта Государственной налоговой службы в АР Крым и из обращений граждан информации о фактах изъятия ГОНМ ГНИ в г. Ялте ювелирных изделий у физических лиц-предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю такими изделиями, Союз ювелиров Украины обращает Ваше внимание на следующее.

Согласно п. 2 ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Поэтому вопрос о возможности или невозможности субъектам хозяйствования быть плательщиками единого налога не может быть решен на основании писем Государственной налоговой службы Украины, в частности письма ГНС ??Украины от 06.02.2012 г. № 3443/7/17-1217, в котором указывается, что субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу, производство и реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе ювелирных изделий, не могут применять упрощенную систему налогообложения.

Отказывая производителям и торговцам ювелирными изделиями в праве быть плательщиками единого налога, ГНС Украины опирается на понятие «драгоценные металлы», «драгоценные камни», которые определены в ст. 1 Закона Украины от 18.11.1997 г. № 637/97-ВР «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле над операциями с ними». Таким образом, ГНС Украины считает, что ограничения на применение упрощенной системы налогообложения могут быть установлены в соответствии с видом продукции.

Однако, согласно п.п. 291.5.1 п. 291.5 ст. 291 Налогового Кодекса Украины (далее - НКУ) не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу, производство, реализацию драгоценных металлов, драгоценных камней, в том числе драгоценных камней органогенного образования.

А значит, не вид продукции, а избранный субъектом хозяйствования вид хозяйственной деятельности определяет право быть плательщиком единого налога.

Понятие добычи, производства, реализации драгоценных металлов и драгоценных камней не определены в НКУ. Термины, которые применяемые в НКУ и не определяются им, используются в значении, установленном другими законами Украины, согласно ст. 5 НКУ.

В ст. 1 Закона Украины от 18.11.1997 г. № 637/97-ВР, на который в письмах ссылается ГНС Украины, определено, что:

  • - добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из недр и отходов горно-обогатительного или металлургического производства (хвосты обогащения, отвалы, шлаки, шламы, огарки) всеми возможными способами;
  • - добыча драгоценных камней и полудрагоценных камней - извлечение драгоценных камней и полудрагоценных камней из горных пород всеми возможными способами;
  • - производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, отходов и лома, содержащих эти металлы, и аффинаж драгоценных металлов.

Согласно п. 4, 27 ст. 9 Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» подлежат лицензированию:

А значит, не вид продукции, а избранный субъектом хозяйствования вид хозяйственной деятельности определяет право быть плательщиком единого налога.

Понятие добычи, производства, реализации драгоценных металлов и драгоценных камней не определены в НКУ. Термины, которые применяемые в НКУ и не определяются им, используются в значении, установленном другими законами Украины, согласно ст. 5 НКУ.

В ст. 1 Закона Украины от 18.11.1997 г. № 637/97-ВР, на который в письмах ссылается ГНС Украины, определено, что:

  • - добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из недр и отходов горно-обогатительного или металлургического производства (хвосты обогащения, отвалы, шлаки, шламы, огарки) всеми возможными способами;
  • - добыча драгоценных камней и полудрагоценных камней - извлечение драгоценных камней и полудрагоценных камней из горных пород всеми возможными способами;
  • - производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, отходов и лома, содержащих эти металлы, и аффинаж драгоценных металлов.

Согласно п. 4, 27 ст. 9 Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» подлежат лицензированию:

  • - добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения, полудрагоценных камней;
  • - сбор, первичная обработка отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения, полудрагоценных камней, которые являются составляющими понятия производства драгоценных металлов и драгоценных камней.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III определены понятия, используемые в настоящем законе:

  • - производство (изготовление) - деятельность, связанная с выпуском продукции, которая включает все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства;
  • - торговля - любые операции, осуществляемые по договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на товары.

А значит, понятия «добыча, производство, реализация драгоценных металлов и драгоценных камней» определены в законах Украины от 18.11.1997 г. № 637/97-ВР и от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Согласно Закону Украины от 19.10.2010 г. № 2608-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения государственного регулирования хозяйственной деятельности» (введен в действие с 16.11.2010 г.) исключено из перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию изготовление изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения, полудрагоценных камней; торговля изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения, полудрагоценных камней.

Таким образом, деятельность по производству ювелирных изделий, торговли ювелирными изделиями не входят в определенные законами Украины понятия добычи, производства, реализации драгоценных металлов, драгоценных камней, в том числе драгоценных камней органогенного происхождения, в отношении которых установлены ограничения на применение упрощенной системы налогообложения.

А значит, в данном случае возможность субъекта хозяйствования быть плательщиком единого налога определяется тем, подлежит или не подлежит лицензированию вид хозяйственной деятельности, которым им осуществляется. Субъект хозяйствования может быть плательщиком единого налога, если выбранный им вид хозяйственной деятельности не подлежит лицензированию, согласно закону.

Определение изделий из драгоценного металла, приведенное в Инструкции об осуществлении государственного экспертно-пробирного контроля над качеством ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, утвержденной приказом Минфина Украины от 20.10.1999 г. № 244, не имеет оснований для использования при применении норм НКУ, поскольку приказ Минфина не имеет статуса и силы закона. Кроме того, указанная Инструкция не может применяться для определения права субъектов хозяйствования быть плательщиками единого налога, поскольку по смыслу касается только вопросов осуществления государственного экспертно-пробирного контроля над качеством ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов драгоценных металлов, материалов, содержащих драгоценные металлы, соответствия их государственным стандартам, а также соответствия вставок из драгоценных камней (природных и искусственных), драгоценных камней органогенного происхождения, полудрагоценных камней (природных и искусственных) наименованию, весовым и техническим характеристикам, указанным на этикетке (ярлыке) изделия. Аналогичная позиция приводится в письме Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 27.01.2012 г. № 04-39/10-83 в ГНС Украины.

В целях избегания противоречий при определении права быть плательщиком единого налога, в заявлении о применении упрощенной системы налогообложения и свидетельстве плательщика единого налога указывается вид хозяйственной деятельности по КВЭД ДК 009:2005, согласно п. 298.3 ст. 298, п. 299.11 ст. 299 НКУ.

Согласно Классификации видов экономической деятельности ДК 009:2005, деятельность по производству драгоценных металлов относится к подклассу 27.41.0 «Производство драгоценных металлов», который включает производство и аффинаж необработанных драгоценных металлов: золота, серебра, платины и т., производство сплавов из драгоценных металлов; производство полуфабрикатов из драгоценных металлов; нанесение покрытия из серебра на недрагоценные металлы; нанесение покрытия из золота на недрагоценные металлы и серебро; нанесения покрытия из платины или металлов платиновой группы на золото, серебро и недрагоценные металлы.

Этот подкласс не включает:

  • - производство часовых корпусов из драгоценных металлов (подкласс 33.50.0);
  • - производство ювелирных изделий из драгоценных металлов (класс 36.22.0).

Деятельность в сфере торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями определена в КВЭД ДК 009:2005:

  • - подкласс 51.52.4 «Оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами»;
  • - подкласс 51.56.0 «Оптовая торговля прочими промежуточными продуктами», который включает оптовую торговлю драгоценными камнями.

Аналогичная по содержанию позиция изложена в письме Министерства финансов Украины от 19.01.2012 г. № 31-08160-10-18/1122 «Об избрании упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» в ГНС Украины.

Деятельность в сфере производства и торговли ювелирными изделиями и часами относится к другим подклассам согласно КВЭД ДК 009:2005, а именно:

  • - подкласс 36.22.0 «Производство ювелирных изделий»;
  • - подкласс 33.50.0 «Производство часов»;
  • - подкласс 52.48.2 «Розничная торговля часами и ювелирными изделиями»;
  • - подкласс 52.12.0 «Розничная торговля в неспециализированных магазинах без преимущества продовольственного ассортимента»;
  • - подкласс 51.47.9 "Оптовая торговля непродовольственными товарами, н. в. и. г. ».

А значит, ограничения на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется только на субъектов хозяйствования, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями как сырьем, а не с готовой продукцией потребительского назначения, а именно:

  • - добыча (подклассы 13.20.0, 14.50.0 по КВЭД ДК 009:2005);
  • - производство (подкласс 27.41.0 по КВЭД ДК 009:2005);
  • - торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, в том числе органогенного происхождения (подклассы 51.52.4, 51.56.0 по КВЭД ДК 009:2005).

Аналогичная по содержанию позиция изложена в письме Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 27.01.2012 года № 04-39/10-83 в ГНС Украины. Согласно указанному письму юридические и физические лица-предприниматели при осуществлении ими производства часовых корпусов из драгоценных металлов, производства ювелирных изделий из драгоценных металлов, а также оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями имеют право выбрать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и зарегистрироваться плательщиком единого налога в соответствии с нормами НКУ.

А значит, производители и торговцы ювелирными изделиями имеют право выбирать и применять упрощенную систему налогообложения и быть плательщиками единого налога первой, второй, третьей и четвертой групп.

Хозяйственная деятельность осуществляется плательщиками единого налога без приобретения торгового патента на законных основаниях, согласно нормам НКУ.

Согласно положениям п.п. 267.1.1 п. 267.1 ст. 267 НКУ торговые патенты получают субъекты хозяйствования (юридические и физические лица - предприниматели), их обособленные подразделения, которые являются плательщиками сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.

Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по сбору за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, в соответствии с п.п. 5 п. 297.1 ст. 297 Налогового Кодекса Украины (далее - НКУ). А значит, плательщики единого налога освобождаются от обязанности получать торговый патент.

Подчеркиваем, что торговый патент не является разрешением или другим документом разрешительного характера, поскольку не включен в исчерпывающий перечень документов разрешительного характера, установленный Законом Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности».

А значит, отсутствуют законные основания для привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП) по причине отсутствия у него торгового патента.

С учетом того, что административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 164 КУоАП, может применяться с конфискацией изготовленной продукции или без таковой, изъятие товарно-материальных ценностей у плательщиков единого налога следует считать необоснованным и наносящим ущерб охраняемым законом правам и интересам субъектов хозяйствования.

Также подчеркиваем, что плательщики единого налога первой, второй и третьей групп не применяют регистраторы расчетных операций в соответствии с п. 296.10 ст. 296 НКУ.

Отдельно подчеркиваем, что согласно п. 61.3. ст. 63 НКУ органы налоговой милиции и их служебные (должностные) лица не могут принимать непосредственного участия в проведении проверок, осуществляемых контролирующими органами, и проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности по вопросам налогообложения.

Согласно п. 78.3. ст. 78 НКУ работникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, проводимых органами государственной налоговой службы, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких налогоплательщиков (должностных лиц налогоплательщиков), находящихся в их производстве.

Справочно сообщаем, что субъекты хозяйствования, осуществляющие изготовление и/или реализацию ювелирных изделий, не намерены добровольно переходить с упрощенной на общую систему налогообложения. Они не воспринимают как законные факты отказов органов ГНС в выдаче свидетельства плательщика единого налога и оспаривают такие отказы.

По информации, полученной Союзом ювелиров Украины, окружными административными судами Украины только за короткий период 16-28.02.2012 г. принято к рассмотрению 134 административных иска о признании противоправными решений органов ГНС в выдаче свидетельства плательщика единого налога. Судами обеспечено 6 административных исков путем приостановления таких решений об отказе.

Первые девять судебных решений были приняты окружными административными судами 27.02-02.03.2012 г., в том числе три из них - окружным административным судом АР Крым. Указанные судебные решения вынесены в пользу плательщиков единого налога - участников ювелирного рынка; согласно этих решений в органы ГНС возложены обязательстве выдать свидетельства плательщика единого налога.

Органами прокуратуры принято 52 заявления от участников ювелирного рынка о фактах нарушения законов при рассмотрении органами ГНС заявлений о применении упрощенной системы налогообложения.

С другой стороны, на рассмотрении Верховной Рады Украины находится проект Закона Украины от 17.02.2012 г. № 9661-д «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм», которым предлагается уточнить норму п.п. 4 п.п. 291.5.1 п. 291.5 ст. 291 НКУ, которую предлагается изложить в следующей редакции:

  • «291.5. Не могут быть плательщиками единого налога:
  • 291.5.1. субъекты хозяйствования (юридические и физические лица - предприниматели), осуществляющие:
  • 4) добычу, производство, реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного происхождения (кроме производства, поставки, продажи (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения и полудрагоценных камней)».

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики рекомендовал принять законопроект № 9661-д за основу.

В связи с вышеизложенным Союз ювелиров Украины просит Вас:

  • 1. приведенную в этом обращении информацию принять к сведению;
  • 2. принять безотлагательные меры относительно неуклонного соблюдения должностными лицами вверенного Вам подразделения налоговой милиции Конституции и законов Украины.
  • Приложения:
  • 1. копия письма Министерства финансов Украины от 19.01.2012 г. № 31-08160-10-18/1122 «Об избрании упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» к Государственной налоговой службы Украины;
  • 2. копия письма Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 27.01.2012 года № 04-39/10-83;
  • 3. перевод обращения на русский язык.
С уважением,
президент Союза ювелиров Украины
член Координационного совета по вопросам развития
малого и среднего предпринимательства при
Кабинете Министров Украины
Д.В. Выдолоб



    

Перерахувати кошти до Союзу ювелірів України






Професійна фотозйомка ювелірних виробів

  Опитування  


  Події в Україні та світі  


  АРХIВ НОВИН  

2017

лютий березень квітень жовтень
2016

січень лютий березень квітень травень червень липень серпень вересень
2015

січень лютий березень квітень травень червень липень серпень вересень жовтень листопад грудень
2014

січень березень квітень травень червень липень серпень вересень жовтень листопад грудень
2013

січень лютий березень квітень травень червень липень серпень вересень жовтень листопад грудень
2012

січень лютий березень квітень травень червень липень серпень вересень жовтень листопад грудень
2011

січень березень квітень травень серпень вересень жовтень листопад грудень
2010

січень лютий березень травень червень липень вересень жовтень листопад грудень
2009

січень лютий березень квітень травень червень липень серпень вересень листопад грудень
2008

січень квітень травень липень серпень жовтень листопад грудень
Новини Союзу Ювелірів України у форматі RSS Українською мовою Новости Союза Ювелиров Украины в формате RSS на русском языке


© 2008-2012 www.juvelir.org.ua
created by ZAP